Марок моторных масел, представленных на рынке, достаточно много, но далеко не все из них подходят определенному двигателю. При выборе того или иного моторного масла следует руководствоваться рекомендациями в сервисной книжке автомобиля и учитывать характеристики масла по общепринятым классификациям.
По составу моторные масла делится на три основных группы:
1) Минеральные масла — производятся из сырой нефти путем рафинирования и дистилляции. Такое масло имеет самый высокий показатель вязкости, поэтому применять его рекомендуется на старых автомобилях (оно не подтекает через старые прокладки и сальники). Из-за содержания в составе большого количества побочных веществ, масло быстро теряет свои первоначальные свойства. Минеральные моторные масла являются самыми дешевыми из представленных на рынке;
2) Полусинтетические масла — в отличие от минерального масла, в своем составе содержат определенный процент специальных присадок, что улучшает их эксплуатационные свойства. Полусинтетическое масло несколько дороже минерального, но дешевле синтетики;
3) Синтетические масла — производятся путем химического синтеза. Отличительным свойством синтетики является высокая текучесть, поэтому его не следует использовать на старых двигателях. Помимо высокой текучести, масло обладает морозостойкостью, не теряет своих свойств при перегреве, устойчиво к воздействию химических факторов. Синтетические масла имеют самый высокий срок эксплуатации и являются самыми дорогостоящими.
Основной характеристикой любого моторного масла является вязкость и диапазон рабочих температур. Вязкостно-температурные характеристики отражается в международной классификации SAE. По этой классификации моторные масла делятся на зимние, летние и всесезонные. Зимние масла в обозначении имеют литеру «W», а всесезонные имеют два значения, определяющие рабочий диапазон. Например:
-SAE 50 — летнее моторное масло, предназначенное для работы при температуре до 50 градусов Цельсия;
-SAE 5W — зимнее моторное масло, предназначенное для работы при температуре не ниже -30 градусов (от числа, указанного в маркировке, следует вычесть 35 градусов);
-SAE 10W-40 — всесезонное моторное масло, сохраняющее свои вязкостные свойства при температурах от -25 до +40 градусов.
Следует отметить, что для разных двигателей температурный диапазон рабочей вязкости масла может значительно различаться. Это зависит от гидравлического сопротивления движущихся частей двигателя и некоторых других факторов. При выборе масла по вязкости следует руководствоваться рекомендациями производителя двигателя.
Помимо классификации по рабочей вязкости, существуют классификации по условиям применения и эксплуатационным характеристикам масел. Американская классификация API разделяет все масла на две категории: «S» — для бензиновых двигателей, «C» — для дизельных двигателей. В свою очередь каждая из этих категорий делится на несколько подкатегорий, точнее определяющих эксплуатационные характеристики масел.
Европейская классификация ACEA98 разделяет масла по качественным категориям, основанным на многочисленных испытаниях. Этой классификации придерживаются крупные производители автомобилей, такие как Ford, BMW, GM, Mercedes, Renault, Peugeot, VW, FIAT, Volvo и др.
По классификации ACEA98 моторные масла делятся на три категории:
-«A1″,»A2″,»A3» — масла для бензиновых двигателей;
-«B1″,»B2″,»B3″,»B4» — масла для дизельных двигателей легковых автомобилей;
-«E1″,»E2″,»E3″,»E4» — масло для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
Цифра в маркировке обозначает качественные характеристики масел.
Ознакомившись с этими классификациями, сделать правильный выбор масла не составляет особого труда. Однако следует придерживаться рекомендаций по выбору, указанных в сервисной книжке автомобиля, а также учитывать тип масла, которое было залито в двигатель до этого. Резкая смена типа масла может негативно повлиять на работу двигателя.
Также смотрите: Рено рекомендует моторные масла ELF на протяжении последних 45 лет.